»стори€ изобразительного искусства «ападной ≈вропы от античности до наших дней

√омеровска€ √реци€
√реческа€ классика
Ёллинистическое искусство
Ётрусское искусство
»скусство –имской империи
–аннехристианское искусство
ƒороманское искусство
–оманское искусство
√отическое искусство
√отическое искусство √ермании
¬изантийское искусство
 ватроченто
¬ысокий –енессанс в —редней »талии
¬ысокий –енессанс в —редней »талии
¬ысокий –енессанс в ¬енеции
—еверный –енессанс
Ќемецкое ¬озрождение
‘ранцузское ¬озрождение
»скусство «ападной ≈вропы в ’VII веке
»спанское искусство XVII века
‘ламандское искусство XVII века
√олландское искусство XVII века
‘ранцузское искусство XVII века
»скусство «ападное ≈вропы в XVIII в.
‘ранцузское искусство XVIII века
јнглийское искусство XVIII века
»скусство «ападной ≈вропы в XIX веке
»спанское искусство
јнглийское искусство конца XVIIIЦXIX века
Ќемецкое искусство XIX века
–омантизм 20Ц30-х годов XIX века
–еализм середины XIX века
»мпрессионисты
ѕостимпрессионисты
’удожественна€ культура XX столети€
»зобразительное искусство XX века
јмедео ћодиль€ни
ќсобое направление в абстракционизме Ц лучизм
поп-арт
ћарк Ўагал
 

¬изантийское искусство

ћы говорили о средневековье «ападной ≈вропы, но его нельз€ пон€ть и восприн€ть в отрыве от искусства ¬изантии. ¬ 330 г., император  онстантин основал город  онстантинополь в ћалой јзии на месте древнего города ¬изантии, который дал им€ восточной части –имской империи после ее разделени€ в 395 г. ’ристианство в ¬изантии как государственна€ религи€ положила начало формированию греко-восточного типа культуры.

¬изантийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры √реции, ѕалестины, птолемеевского ≈гипта, сасанидского »рана. ќно прошло в своем развитии ранний период, так называемый Ђзолотой векї императора ёстиниана (527Ц565), период в действительности охватывающий IVЦVII вв.; период иконоборческий (VIII Ц перва€ половина IX в.); период Ђћакедонского ¬озрождени€ї (втора€ половина IXЦX), названный так за обращение к возрождению античных идеалов при императоре македон€нине ¬асилии I (867Ц886); так называемый Ђѕалеологовский –енессансї, начавшийс€ с 1261 г., когда ћихаил VIII ѕалеолог впервые отн€л у латин€н разгромленный крестоносцами в последнем походе  онстантинополь до 1453 г. Ц года окончательного падени€ великого города под кинжалами турецких €нычар.

¬изантийское искусство, таким образом, просуществовало тыс€чу лет. Ёто было великое искусство, давшее блест€щие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. ¬ качестве примера достаточно назвать константинопольскую —офию (строители Ц малоазийцы јмфилохий из “ралл и »сидор из ћилета), где использован римский купол, но с опорой его не на стены, а на четыре усто€ через подпружные арки и паруса. ÷ентральный неф отделен от боковых колоннами с опирающимис€ на них арками. »менно эти аркады италь€нские зодчие сочли за особенность античной архитектуры и стали широко использовать этот прием. ¬изантийцы усовершенствовали мозаику, исполн€€ ее из цветного стекла Ц смальты Ц вместо античной мозаики из морской гальки или кусочков мрамора. ќни клали кусочки смальты под определенным углом, усилива€ мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроени€.

¬изантийские мастера оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру и произведени€ ювелирного искусства Ц жемчужное и золотое шитье, обработку и оформление драгоценных камней в перстн€х, серьгах, браслетах, искусство стекла. Ёти ремесла византийцы, бежавшие в 1453 г., распространили в —еверной »талии (¬енеции), в —ицилии, на Ѕалканах, в «акавказье, на –уси. ќтметим, что восточно-христианский тип культуры стал распростран€тьс€ на этих земл€х еще раньше вместе с прин€тием новой христианской веры (јрмени€ крестилась в 301 г., √рузи€ Ц в 337, Ѕолгари€ Ц в 865, –усь Ц в 988 г.).

ƒл€ искусства ¬изантии характерны строга€ каноничность (следование образцу) и имперсонализм. »скусство ¬изантии глубоко символично (Ђестество Ѕожие безвидно и безобразно, невидимо и необъ€тної). ѕо византийскому канону иконы Ђсочин€ютї св€тые отцы, а иконописец €вл€етс€ лишь исполнителем. ¬ византийском изображении нет движени€, оно статично, лишено пр€мой перспективы, светотеневой моделировки, намека на ракурс, глубину.  онечно, все это характерно дл€ средневекового искусства в целом, но за тыс€челетнюю историю западного средневековь€ оно прошло эволюцию от церквей —ен ∆иль и —ен “рофим в јрле к соборам в јмьене и –еймсе, от рельефов церквей —ен Ћазар в ќтене или —ен ѕьер в ћуассаке к почти круглым скульптурам храмов –еймса или —трасбурга. ¬изантийское же искусство на тыс€челетие застыло в своих догматах, св€занное строгими канонами и нормативами. ¬от почему, нам кажетс€, в самый расцвет Ђѕалеологовского ренессансаї ‘еофан √рек уезжает из ¬изантии в далекую –усь, в самую гущу бурл€щей художественной жизни Ц в Ќовгород, где его ждут новые пути и возможности. (  византийскому искусству мы еще вернемс€ во втором томе учебника, посв€щенном истории искусства нашего ќтечества.)

»скусство ¬озрждени€

»таль€нское ¬озрождение

Ђ¬озрождениеї (по-французски Ђ–енессансї, по-италь€нски Ђ–инашиментої) Ц термин, впервые введенный ƒжорджо ¬азари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., дл€ определени€ исторической эпохи, котора€ была обусловлена ранней стадией развити€ буржуазных отношений в «ападной ≈вропе. Ёто грандиозное культурное движение было призвано, возрожда€ к новой жизни античность после тыс€челетнего ее забвени€ и оживл€€ лучшее в затухающем средневековье, открыть перспективы развити€ западной культуры Ќового времени.

 ультура ¬озрождени€, св€занна€ прежде всего с по€влением в феодальном обществе буржуазии, зародилась в »талии. “ермин Ђ¬озрождениеї по отношению к культуре этой эпохи не случаен. »менно в »талии, на родине античности, возрождаетс€ античный идеал прекрасного, гармоничного человека. „еловек вновь становитс€ главной темой искусства. ќт античности идет осознание того, что самой совершенной формой в природе €вл€етс€ человеческое тело. Ёто не означает, конечно, что ¬озрождение повтор€ет античный период в искусстве.  ак верно замечено историками искусства, следует помнить, что человечество никогда до конца не расставалось с античностью, разве только в самые глухие века варварства (VIЦVIII вв.), и то, как мы знаем, в конце VIII столети€ забрезжило так называемое Ђ аролингское возрождениеї, как бы ни был условен этот термин, затем Ђќттоновскоеї конца XЦXI в. ƒа и высокое средневековье, готика знала и античную философию, почита€ јристотел€, и историю, и поэзию. «а культурой ¬озрождени€ стоит тыс€челетие средневековь€, христианской религии, нового мировоззрени€, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой. √уманистическа€ культура ¬озрождени€ пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. ƒл€ –енессанса характерно воспри€тие античности уже как далекого прошлого и потому Ц как Ђидеала, о котором можно тосковатьї, а не как Ђреальности, которую можно использовать, но и бо€тьс€ї (Ё. ѕанофски).

јнтичность приобретает в это врем€ значение самосто€тельной ценности. ќтношение к ней становитс€, как верно замечено, не только и не столько познавательным, сколько романтическим, даже у такого знатока античности, как ћантень€. ќт античности –енессанс стал воспринимать человека как микрокосм, Ђмалое подобие большого космоса Ц макрокосмосаї, во всем его многообразии. ƒл€ италь€нских гуманистов главным было Ц направленность человека на самого себ€. „еловек становилс€ открытым миру. ≈го судьба в большой степени находитс€ в его собственных руках Ц в этом принципиальное отличие от воспри€ти€ человека в древнем мире, в котором его ценили по степени причастности к миру богов. » художник в ренессансную эпоху воспринимаетс€ прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой.

–енессанс совсем не был возвратом к античности, он создавал новую культуру, приближающую Ќовое врем€. ќтсчет Ќового времени с –енессанса идет только у историков искусства и культуры (дл€ истории это еще средние века, и Ќовое врем€ начинаетс€ с революций XVII столети€), ибо эпоха ¬озрождени€ Ђпреобразовала умы, а не жизнь, воображение, а не реальность, культуру, а не цивилизациюї.

’ронологические рамки италь€нского ¬озрождени€ охватывают врем€ со второй половины XIII по первую половину XVI столети€. ¬нутри этого периода ¬озрождение подраздел€етс€ на несколько этапов: втора€ половина XIIIЦXIV в. Ц ѕроторенессанс (предвозрождение) и “реченто; XV в. Ц раннее ¬озрождение ( ватроченто); конец XV Ц перва€ треть XVI в. Ц ¬ысокий –енессанс (реже в науке употребл€етс€ термин „инквеченто).

¬ 1527 г. –им был разграблен немецкими ландскнехтами, с 1530 г. ‘лоренци€ из свободного города-государства, города-коммуны становитс€ обыкновенным центральным городом феодального герцогства. Ќачинаетс€ феодально-католическа€ реакци€ ( онтрреформаци€), и 1530 год по праву можно считать конечной ƒатой развити€ ¬озрождени€. »менно развити€, потому что вли€ние искусства ¬озрождени€ распростран€етс€ еще на весь XVI век.  роме того, некоторые области »талии в этом развитии вообще запаздывают и культура, например, ¬енецианской республики еще все XVI столетие лежит в русле ¬озрождени€.

 артина развити€ италь€нской ренессанской культуры очень пестра, что обусловлено разным уровнем экономического и политического развити€ разных городов »талии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городов-государств, городов-коммун, их различной степенью св€зи с феодальными традици€ми.

¬едущими художественными школами в искусстве италь€нского –енессанса были в XIV в. такие, как сиенска€ и флорентийска€, в XV в. Ц флорентийска€, умбрийска€, падуанска€, венецианска€, в XVI в. Ц римска€ и венецианска€.

“реченто

—о второй половины XIII Ц в начале XIV в. в борьбе с местными феодалами крепнет флорентийское бюргерство. ‘лоренци€ одной из первых превращаетс€ в богатую республику с конституцией, прин€той в 1293 г., с быстро формирующимс€ буржуазным бытом и складывающейс€ буржуазной культурой. ѕочти сто п€тьдес€т лет просуществовала ‘лорентийска€ республика, наживша€ богатства в торговле шерстью и шелком и прославивша€с€ своими мануфактурами.

»зменени€ в искусстве »талии прежде всего сказались в скульптуре. ќни были подготовлены скульптурными работами мастера Ќикколо ѕизано (рельефы кафедры баптистери€ в городе ѕизе), в которых прослеживаетс€ €вное вли€ние античности. «атем в монументальной живописи Ц в мозаиках и фресках ѕьетро  аваллини (римские церкви —анта ћари€ ин “растевере и —анта „ечили€ ин “растевере). Ќо подлинное начало новой эпохи справедливо св€зываетс€ с именем живописца ƒжотто ди Ѕондоне (1266?Ц1337). »з работ ƒжотто лучше всего сохранились фрески  апеллы дель јрена, или  апеллы —кровеньи (по имени заказчика) в городе ѕаду€ (1303Ц1306). Ѕолее поздние работы ƒжотто Ц росписи в церкви —анта  роче во ‘лоренции (капелла ѕеруцци и капелла Ѕарди). ¬ капелле дель јрена фрески расположены в три р€да по глухой стене. »нтерьер простой однонефной капеллы освещаетс€ п€тью окнами на противоположной стене. ¬низу на живописно имитированном цоколе из розовых и серых квадратов размещены 14 аллегорических фигур пороков и добродетелей. Ќад входом в капеллу расположена роспись Ђ—трашный судї, на противоположной стене Ц сцена ЂЅлаговещениеї. 38 сцен из жизни ’риста и ћарии ƒжотто св€зал в единое стройное целое, создав величавый эпический цикл. ≈вангельские сюжеты представлены ƒжотто как реально существующие событи€. ∆ивым €зыком повеству€ о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании (Ђ¬стреча ћарии и ≈лизаветыї, Ђ¬стреча »оакима и јнны у «олотых воротї), коварстве и предательстве (Ђѕоцелуй »удыї, ЂЅичевание ’ристаї), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви (Ђќплакиваниеї). —цены полны внутренней напр€женности, как, например, Ђ¬оскрешение Ћазар€ї, иногда пронзительны в своем трагизме, как композици€ ЂЌесение крестаї.

¬место разобщенности отдельных фигур и отдельных сцен, свойственной средневековой живописи, ƒжотто сумел создать св€зный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Ѕлагодар€ строгому отбору деталей он сосредоточил внимание на главном. ¬место условного золотого фона византийских мозаик ƒжотто вводит пейзажный фон. ‘игуры, хот€ они еще массивны и малоподвижны, обретают объем и естественность движени€. ѕо€вл€етс€ трехмерное пространство, которое достигаетс€ не перспективным углублением (решение перспективы было еще делом будущего), а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости стены (Ђявление ангела св. јннеї). ќднако желание верно передать анатомию человеческой фигуры уже было налицо (Ђ“айна€ вечер€ї, Ђ–ождество ’ристової). » если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои джоттовских фресок обрели твердую почву под ногами (Ђќтправление ћарии в дом »осифаї). ƒжотто вводит в свои изображени€ черты быта, создающие впечатление достоверности обстановки и передающие определенное настроение. ≈го персонажи Ц €рко охарактеризованные человеческие типы. ¬ одной из наиболее выразительных фресок цикла Ђѕоцелуй »удыї ƒжотто помещает в центре композиции на фоне вздымающихс€ вверх копий и вскинутых рук фигуры ’риста и »уды и выражает свою идею противопоставлением двух разных профилей: благородного, €сного в безупречности форм, почти по-античному прекрасного лица ’риста и безобразно-отталкивающего, с уродливо выпуклым лбом и дегенеративно срезанным подбородком Ц »уды. ƒраматической насыщенности, психологической, эмоциональной выразительности будет учитьс€ у ƒжотто не одно поколение художников. ƒаже пороки и добродетели он сумел превратить в живые человеческие характеры, преодолев традиционный средневековый аллегоризм. ќбразы ƒжотто величавы и монументальны, его €зык суров и лаконичен, но пон€тен каждому, вход€щему в капеллу. Ќедаром росписи капеллы стали позже называть Ђевангелием дл€ неграмотныхї. ѕоиски ƒжотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движени€ сделали его искусство целым этапом в эпохе ¬озрождени€.

ƒжотто был не только живописцем: по его проекту была построена замечательна€ колокольн€ ‘лорентийского собора, котора€ и по сей день украшает ‘лоренцию своим легким сквозным силуэтом, контрастиру€ с мощным куполом собора.

¬ период “реченто центром художественной культуры выступает также город —иена. —иенское искусство не носит того бюргерского характера, какой был во ‘лоренции.  ультура —иены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, духом церковности. ѕроизведени€ сиенской школы нар€дны, декоративны, праздничны, но и значительно более архаичны, чем флорентийские, полны готицизмов. “ак, в искусстве ƒуччо ди Ѕуонинсень€ (около 1250Ц1319) Ђпервом цвете этого садаї, по словам Ѕеренсона, еще много византийских черт; это в основном алтарные композиции, живопись темперой на доске, на золотом фоне с готическими элементами, в архитектурном обрамлении в виде вимпергов и стрельчатых арок. ¬ его мадоннах (знаменита€ Ђћаэстаї Ц Ђ¬еличание ћарииї) при всей архаичности рисунка и композиции много искренности, лирического чувства, высокой одухотворенности. Ёто создаетс€ при помощи м€гкого плавного ритма (как линеарного, так и пластического), сообщающего произведени€м ƒуччо особую живрписную музыкальность.

ќдин из знаменитых мастеров сиенского “реченто Ц —имоне ћартини (1284Ц1344). ¬озможно, длительное пребывание в јвиньоне сообщило его искусству некоторые черты северной готики: фигуры ћартини удлинены и, как правило, представлены на золотом фоне. Ќо при этом —имоне ћартини стараетс€ моделировать форму светотенью, сообщает фигурам естественное движение, пытаетс€ передать определенное психологическое состо€ние, как он это сделал в образе ћадонны из сцены ЂЅлаговещениеї.

¬ 1328 г. —имоне ћартини было поручено написать фрески в здании городского управлени€ —иены Ц ѕалаццо ѕублико: ћартини написал фигуру сиенского кондотьера √видориччо да ‘оль€но, главы наемных войск, на коне, на фоне сиенских башен. ≈сть нечто неукротимое в твердой поступи кон€ и пр€мо сид€щей фигуре воина, выражающее дух самой эпохи ¬озрождени€ с ее верой в человеческие возможности, в волю человека, в право сильного. Ћаконичный и суровый пейзажный фон фрески прекрасно передает общий облик сиенского пейзажа с его рыжими холмами и €рко-синим небом, и по сей день удивл€€ верностью своего обобщенного образа.

¬ том же ѕалаццо ѕублико исполн€л фресковые росписи еще один сиенский мастер Ц јмброджо Ћоренцетти (около 1280Ц1348). Ќа двух стенах располагаютс€ сцены, демонстрирующие Ђѕоследстви€ доброго и дурного правлени€ї. јллегорическа€ фигура Ђдоброго правлени€ї окружена аллегори€ми добродетелей, среди которых хорошо сохранилась (фрески в целом в плохой сохранности) фигура Ђћираї в античных одеждах с лавровым венком на голове. Ќо наиболее интересны в этом цикле росписей все же не назидательные аллегории, а совершенно реальные сцены быта, как городского, так и сельского: рынок, лавки купцов, ослики, нагруженные тюками с товаром, кавалькада богатых горожан, виноградники, пашущие кресть€не, изображение жатвы. ѕожалуй, сама€ пленительна€ сцена Ц это хоровод нар€дно одетых юношей и девушек, кружащихс€ в танце на городской площади. Ѕлагодар€ удовлетворительной сохранности этой части фрески, можно отдать должное мастерству художника, с большой любовью передавшего и настроение самой сцены, и черты быта, обстановки, и костюм Ц все, из чего слагаетс€ драгоценный аромат эпохи; почувствовать его тончайшее колористическое дарование (ибо прежде всего фреска поражает своим изысканным, приглушенным, тонко сгармонизированным колоритом).

Ћоренцетти умер в 1348 г., когда эпидеми€ чумы косила жителей »талии. “рагическими событи€ми 1348 г. наве€на фреска на стене пизанского кладбища  ампо —анто, автор которой до сих пор не установлен (ќркань€? “раини? ¬итале да Ѕолонь€?). Ќаписанный на частый в средневековье сюжет о смерти (memento mori), Ђ“риумф смертиї с его назидательностью, традиционным изображением смерти с косой, борьбы ангелов и дь€волов за человеческие души оборачиваетс€ под кистью мастера в триумф жизни: блест€ща€ кавалькада дам и кавалеров не омрачена видом раскрытых гробов; юноши и девушки в сцене Ђ—ада любвиї упоенно слушают музыку, несмотр€ на приближение смерти в образе летучей мыши с косой. ѕейзаж апельсиновой рощи, богатые светские костюмы, любовное изображение конкретных деталей превращают трагический сюжет в светское произведение искусства, полное ликовани€ и радости жизни. “аким мажорным аккордом завершаетс€ развитие искусства “реченто.

–Ш–Ј–≤—А–∞—Й–µ–љ–љ—Л–µ –ї—М–≤–Є—Ж—Л –Є–Ј –Ы–Є–њ–µ—Ж–Ї–∞ –њ–Њ–Ј–∞–±–∞–≤—П—В—Б—П —Б –≤–∞–Љ–Є ћарк Ўагал »стори€ искусства