»стори€ изобразительного искусства «ападной ≈вропы от античности до наших дней

√омеровска€ √реци€
√реческа€ классика
Ёллинистическое искусство
Ётрусское искусство
»скусство –имской империи
–аннехристианское искусство
ƒороманское искусство
–оманское искусство
√отическое искусство
√отическое искусство √ермании
¬изантийское искусство
 ватроченто
¬ысокий –енессанс в —редней »талии
¬ысокий –енессанс в —редней »талии
¬ысокий –енессанс в ¬енеции
—еверный –енессанс
Ќемецкое ¬озрождение
‘ранцузское ¬озрождение
»скусство «ападной ≈вропы в ’VII веке
»спанское искусство XVII века
‘ламандское искусство XVII века
√олландское искусство XVII века
‘ранцузское искусство XVII века
»скусство «ападное ≈вропы в XVIII в.
‘ранцузское искусство XVIII века
јнглийское искусство XVIII века
»скусство «ападной ≈вропы в XIX веке
»спанское искусство
јнглийское искусство конца XVIIIЦXIX века
Ќемецкое искусство XIX века
–омантизм 20Ц30-х годов XIX века
–еализм середины XIX века
»мпрессионисты
ѕостимпрессионисты
’удожественна€ культура XX столети€
»зобразительное искусство XX века
јмедео ћодиль€ни
ќсобое направление в абстракционизме Ц лучизм
поп-арт
ћарк Ўагал
 

¬ысокий –енессанс в ¬енеции

≈сли творчество ћикеланджело во второй своей половине уже несет на себе черты новой эпохи, то дл€ ¬енеции весь XVI век проходит еще под знаком „инквеченто. ¬енеци€, сумевша€ сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традици€м –енессанса.

»з мастерской ƒжанбеллино вышли два великих художника ¬ысокого венецианского ¬озрождени€: ƒжорджоне и “ициан.

ƒжорджо Ѕарбарелли да  астельфранко, по прозванию ƒжорджоне (1477Ц1510), Ц пр€мой последователь своего учител€ и типичный художник поры ¬ысокого ¬озрождени€. ќн первый на венецианской почве обратилс€ к темам литературным, к сюжетам мифологическим. ѕейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали дл€ него предметом искусства и объектом поклонени€. „увством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, м€гкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом ƒжорджоне близок Ћеонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное вли€ние, когда проездом из ћилана в 1500 г. был в ¬енеции. Ќо ƒжорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник ¬енеции интересуетс€ не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.

”же в первом известном произведении Ђћадонна  астельфранкої (около 1505) ƒжорджоне предстает вполне сложившимс€ художником; образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам ƒжорджоне. «а последние п€ть лет своей жизни (ƒжорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в ¬енеции) художник создал свои лучшие произведени€, исполненные в масл€ной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. ¬ картине 1506 г. Ђ√розаї ƒжорджоне изображает человека как часть природы.  орм€ща€ ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно прин€ть за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состо€нием. ƒжорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. ѕриглушенные тона оранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки, перекликающейс€ с белой накидкой женщины, как бы окутаны тем полусумеречным воздухом, который свойствен предгрозовому освещению. «еленый цвет имеет массу оттенков: оливковый в деревь€х, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. » все это объединено одним свет€щимс€ тоном, сообщающим впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, но и радости, как само состо€ние человека в предчувствии надвигающейс€ грозы.

Ёто же чувство удивлени€ перед сложным душевным миром человека вызывает и образ ёдифи, в котором сочетаютс€ как будто бы несоединимые черты: мужественна€ величавость и тонка€ поэтичность.  артина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. ћ€гка€ светотенева€ моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское Ђсфуматої. ѕоза ёдифи, сто€щей у балюстрады, абсолютно спокойна, лицо безм€тежно и задумчиво: прекрасна€ женщина на фоне прекрасной природы. Ќо в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а ее нежна€ нога опираетс€ на мертвую голову ќлоферна. Ётот контраст вносит ощущение см€тени€ и намеренно нарушает цельность идиллической картины.

ќдухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение Ђ—п€щей ¬енерыї (около 1508Ц1510). ≈е тело написано легко, свободно, из€щно, недаром исследователи говор€т о Ђмузыкальностиї ритмов ƒжорджоне; оно не лишено и чувственной прелести. Ќо лицо с закрытыми глазами целомудренно-строго, в сравнении с ним тициановские ¬енеры кажутс€ истинными €зыческими богин€ми. ƒжорджоне не успел завершить работу над Ђ—п€щей ¬енеройї; по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал “ициан, как и в другой поздней работе мастера Ц Ђ—ельском концертеї (1508Ц1510). Ёта картина, изображающа€ двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, из которых одна берет воду из колодца, а друга€ играет на свирели,Цнаиболее жизнерадостное и полнокровное произведение ƒжорджоне. Ќо это живое, естественное чувство радости быти€ не св€зано ни с каким конкретным действием, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроени€. —оединение этих черт столь характерно дл€ ƒжорджоне, что именно Ђ—ельский концертї можно считать его наиболее типичным произведением. „увственна€ радость у ƒжорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.

“ициан ¬ечеллио (1477?Ц1576) Ц величайший художник венецианского ¬озрождени€. ќн создал произведени€ и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционна€ изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себ€ богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное вли€ние на потомков. “ициан родилс€ в  адоре, маленьком городке у подножи€ јльп, в семье военного, училс€, как и ƒжорджоне, у ƒжанбеллино, и первой его работой (1508) была совместна€ с ƒжорджоне роспись амбаров Ќемецкого подворь€ в ¬енеции. ѕосле смерти ƒжорджоне, в 1511 г., “ициан расписал в ѕадуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых несомненно ощущаетс€ вли€ние ƒжотто, работавшего некогда в ѕадуе, и ћазаччо. ∆изнь в ѕадуе познакомила художника, конечно, и с произведени€ми ћантеньи и ƒонателло. —лава к “ициану приходит рано. ”же в 1516 г. он становитс€ первым живописцем республики, с 20-х годов Ц самым прославленным художником ¬енеции, и успех не оставл€ет его до конца дней. ќколо 1520 г. герцог ‘еррарский заказывает ему цикл картин, в которых “ициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух €зычества (Ђ¬акханали€ї, Ђѕраздник ¬енерыї, Ђ¬акх и јриаднаї).

¬енеци€ этих лет Ц один из центров передовой культуры и науки. “ициан становитс€ €рчайшей фигурой художественной жизни ¬енеции, вместе с архитектором якопо —ансовино и писателем ѕьетро јретино он составл€ет некий триумвират, возглавл€ющий всю интеллектуальную жизнь республики. Ѕогатые венецианские патриции заказывают “ициану алтарные образа, и он создает огромные иконы: Ђ¬ознесение ћарииї, Ђћадонна ѕезарої (по имени заказчиков, изображенных на первом плане) и многое другое Ц определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет, исполн€ющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. ¬ Ђћадонне ѕезарої “ициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийска€ и римска€ школы. —местив фигуру мадонны вправо, он таким образом противопоставил два центра: смысловой, олицетвор€емый фигурой мадонны, и пространственный, определ€емый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамлени€, что создало эмоциональную напр€женность произведени€. «вучна€ живописна€ гамма: белое покрывало ћарии, зеленый ковер, голубые, карминные, золотистые одежды предсто€щих Ц не противоречит, а выступает в гармоническом единстве с €ркими характерами моделей. ¬оспитанный на Ђнар€днойї живописи  арпаччо, на изысканном колорите ƒжанбеллино, “ициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. “ак создаетс€ одна из самых больших его композиций Ђ¬ведение ћарии во храмї (около 1538) Ц следующий после Ђћадонны ѕезарої шаг в искусстве изображени€ групповой сцены, в которой “ициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподн€тостью. “ициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в –им, где дух античности был постигнут им, кажетс€, с наибольшей полнотой. “огда-то и по€вл€ютс€ его варианты Ђƒанаиї (ранний вариант Ц 1545 г.; все остальные Ц около 1554 г.), в которых он, строго следу€ фабуле мифа, изображает царевну, в томлении ожидающую прихода «евса, и служанку, алчно лов€щую золотой дождь. ƒана€ прекрасна в соответствии с античным идеалом красоты, которому и следует венецианский мастер. ¬о всех этих вариантах тициановское толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости быти€. ≈го Ђ¬енераї (около 1538), в которой многие исследователи вид€т портрет герцогини Ёлеоноры ”рбинской, близка по композиции джорджоневской. Ќо введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, внимательный взгл€д широко открытых глаз модели, собачка в ногах Ц детали, которые передают ощущение реальной жизни на земле, а не на ќлимпе.

Ќа прот€жении всей своей жизни “ициан занималс€ портретом. ¬ его модел€х (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом, и скупыми, строго отобранными детал€ми (портрет молодого человека с перчаткой, портреты »пполито –иминальди, ѕьетро јретино, дочери Ћавинии).

≈сли портреты “ициана всегда отличаютс€ сложностью характеров и напр€женностью внутреннего состо€ни€, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противосто€нии и столкновении, изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет ѕапы ѕавла III с плем€нниками ќттавио и јлександром ‘арнезе, 1545Ц1546). “акой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского Ђ арла V в сражении при ћюльбергеї послужил основой дл€ традиционной-репрезентативной композиции портретов ¬ан ƒейка.

  концу жизни “ициана его творчество претерпевает существенные изменени€. ќн еще много пишет на античные сюжеты (Ђ¬енера и јдонисї, Ђѕастух и нимфаї, Ђƒиана и јктеонї, Ђёпитер и јнтиопаї), но все чаще обращаетс€ к темам христианским, к сценам мученичеств, в которых €зыческа€ жизнерадостность, антична€ гармони€ смен€ютс€ трагическим мироощущением (ЂЅичевание ’ристаї, Ђ ающа€с€ ћари€ ћагдалинаї, Ђ—в. —ебасть€нї, Ђќплакиваниеї).

ћен€етс€ и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. ѕередача фактуры предметного мира, его вещественность достигаетс€ широкими мазками ограниченной палитры. Ђ—в. —ебасть€нї написан, по сути, только охрами и сажей. ћазком передаетс€ не только фактура материала, его движением лепитс€ сама форма, создаетс€ пластика изображаемого.

Ѕезмерна€ глубина скорби и величественна€ красота человеческого существа переданы в последнем произведении “ициана Ђќплакиваниеї, законченном уже после смерти художника его учеником. «астыла в горе держаща€ на колен€х сына мадонна, в отча€нии вскидывает руку ћагдалина, в глубокой скорбной задумчивости пребывает старец. ћерцающий голубовато-серый свет объедин€ет контрастные цветовые п€тна одежды героев, золотистые волосы ћарии ћагдалины, почти скульптурно моделированные статуи в нишах и вместе с тем создает впечатление угасающего, уход€щего дн€, наступлени€ сумерек, усилива€ трагическое настроение.

“ициан умер в преклонном возрасте, прожив почти столетие, и похоронен в венецианской церкви деи ‘рари, украшенной его алтарными образами. ” него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю. ќгромное вли€ние “ициана сказалось на живописи следующего столети€, его в большой степени испытали –убенс и ¬еласкес.

¬енеци€ на прот€жении XVI столети€ оставалась последним оплотом независимости и свободы страны, в ней, как уже говорилось, дольше всех сохран€лась верность традици€м –енессанса. Ќо в конце века и здесь уже очевидны черты надвигающейс€ новой эпохи в искусстве, нового художественного направлени€. Ёто видно на примере творчества двух крупнейших художников второй половины этого столети€ Ц ѕаоло ¬еронезе и якопо “инторетто.

ѕаоло  аль€ри, по прозвищу ¬еронезе (он родом из ¬ероны, 1528Ц1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей ¬енеции XVI в. ќн начал с исполнени€ картин дл€ веронских палаццо и образов дл€ веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над роспис€ми дл€ венецианского ƒворца дожей. ќтныне жизнь ¬еронезе навсегда св€зана с ¬енецией. ќн делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте дл€ венецианских патрициев, алтарные образа дл€ венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу республики. ќн одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. ћарка. —лава сопутствует ему всю жизнь. Ќо что бы ни писал ¬еронезе: ЂЅрак в  ане √алилейскойї дл€ трапезной монастыр€ —ан ƒжорджо ћаджоре (1562Ц1563; размер 6,6x9,9 м, с изображением 138 фигур); картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты; портреты ли, жанровые картины, пейзажи; Ђѕир у —имона ‘арисе€ї (1570) или Ђѕир в доме Ћеви€ї (1573), переписанный потом по насто€нию инквизиции,Ц все это огромные декоративные картины праздничной ¬енеции, где одета€ в нар€дные костюмы венецианска€ толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир дл€ художника представл€л собой посто€нную блест€щую феерию, одно бесконечное театральное действие. «а всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей €ркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. ¬ ¬еронезе есть здоровое чувство радости жизни. ≈го мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают рафаэлевским, но сложное движение, неожиданные ракурсы фигур, повышенна€ динамика и перегруженность в композиции Ц черты, по€вл€ющиес€ в конце творчества, увлечение иллюзионизмом изображени€ говор€т о наступлении искусства иных возможностей и иной выразительности.

“рагическое мироощущение про€вилось в творчестве другого художника Ц якопо –обусти, известного в искусстве как “инторетто (1518Ц1594) (ЂтинтореттоїЦкрасильщик: отец художника был красильщиком шелка). “инторетто очень недолго пробыл в мастерской “ициана, однако, по словам современников, на двер€х его мастерской висел девиз: Ђ–исунок ћикеланджело, колорит “ицианаї. Ќо “инторетто был едва ли не лучшим колористом, чем его учитель, хот€ в отличие от “ициана и ¬еронезе его признание никогда не было полным. ћногочисленные произведени€ “инторетто, написанные в основном на сюжеты мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, см€тени€. ”же в первой принесшей ему известность картине Ђ„удо св€того ћаркаї (1548) он представл€ет фигуру св€того в таком сложном ракурсе, а всех людей в состо€нии такой патетики и такого бурного движени€, которое было бы невозможно в искусстве ¬ысокого –енессанса в его классический период.  аки ¬еронезе, “инторетто много пишет дл€ ƒворца дожей, венецианских церквей, но более всегоЦдл€ филантропических братств. ƒва самых больших его цикла исполнены дл€ —куоло ди сан –окко и —куоло ди сан ћарко.

ѕринцип изобразительности “инторетто построен как бы на противоречи€х, что, веро€тно, и отпугивало его современников: его образы Ц €вно демократического склада, действие разворачиваетс€ в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера, исполнены с маньеристической изощренностью. »меютс€ у него и образы тонко романтические, ове€нные лирическим чувством (Ђ—пасение јрсиноиї, 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимс€ зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Ќеобычна его композици€ Ђ¬ведение во храмї (1555), €вл€юща€с€ нарушением всех прин€тых классических норм построени€. ’рупка€ фигурка маленькой ћарии поставлена на ступени круто вздымающейс€ лестницы, на верху которой ее ожидает первосв€щенник. ќщущение огромности пространства, стремительности движени€, силы единого чувства придает особую значительность изображаемому. √розные стихии, вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах “инторетто, усилива€ драматизм событи€ (Ђѕохищение тела св. ћаркаї).

— 60-х годов композиции “инторетто станов€тс€ проще. ќн больше использует не контрасты цветовых п€тен, а строит цветовое решение на необычайно многообразных переходах мазков, то вспыхивающих, то затухающих, что усиливает драматизм и психологическую глубину происход€щего. “ак написана им Ђ“айна€ вечер€ї дл€ братства св. ћарка (1562Ц1566).

— 1565 по 1587 г. “инторетто работает над украшением —куоло ди сан –окко. √игантский цикл этих картин (несколько дес€тков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещени€, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством, иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. ¬се эти настроени€ были глубоко чужды гуманистическому искусству ¬ысокого ¬озрождени€. ¬ одном из последних вариантов Ђ“айной вечериї “инторетто уже представл€ет почти сложившуюс€ систему выразительных средств барокко.  осо по диагонали поставленный стол, мерцающий свет, преломл€ющийс€ в посуде и выхватывающий из мрака фигуры, резка€ светотень, множественность фигур, представленных в сложных ракурсах,Ц все это создает впечатление какой-то вибрирующей среды, ощущение крайнего напр€жени€. Ќечто призрачное, ирреальное ощущаетс€ в его поздних пейзажах дл€ той же —куоло да сан –окко (ЂЅегство в ≈гипетї, Ђ—в. ћари€ ≈гипетска€ї). ¬ последний период творчества “инторетто работает дл€ ƒворца дожей (композици€ Ђ–айї, после 1588).

“инторетто много занималс€ портретом. ќн изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. ≈го живописна€ манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. ѕолным т€жких раздумий, мучительной тревоги, душевного см€тени€ изображает мастер себ€ на автопортрете. Ќо это характер, которому нравственные страдани€ придали силу и величие.

«аверша€ обзор венецианского ¬озрождени€, нельз€ не упом€нуть величайшего архитектора, родившегос€ и работавшего в ¬иченце близ ¬енеции и оставившего там прекрасные примеры его знани€ и переосмыслени€ античной архитектуры Ц јндреа ѕалладио (1508Ц1580, ¬илла  орнаро в ѕьомбино, ¬илла –отонда в ¬иченце, завершенна€ уже после его смерти учениками по его проекту, многие здани€ в ¬иченце). –езультатом его изучени€ античности €вились книги Ђ–имские древностиї (1554), Ђ„етыре книги по архитектуреї (1570Ц1581), но античность была дл€ него Ђживым организмомї, по справедливому наблюдению исследовател€. Ђ«аконы архитектуры живут в его душе так же инстинктивно, как живет в душе ѕушкина инстинктивный закон стиха.  ак ѕушкин, он есть сам сво€ нормаї (ѕ. ћуратов).

¬ последующие века вли€ние ѕалладио было огромно, породив даже название Ђпалладианстваї. Ђѕалладианское ¬озрождениеї в јнглии началось с »ниго ƒжонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. јдаме стали отходить от него; во ‘ранции его черты несет творчество Ѕлонделей —т. и ћл.; в –оссии Ђпалладианцамиї были (уже в XVIII в.) Ќ. Ћьвов, бр. ЌеЄловы, „.  амерон и более всего Ц ƒж.  варенги. ¬ русской усадебной архитектуре XIX столети€ и даже в эпохе модерна рациональность и завершенность стил€ ѕалладио про€вились в архитектурных образах неоклассицизма.

–Ш–≥—А–Є–≤—Л–µ —И–∞–ї–∞–≤—Л —Б —Б–∞–є—В–∞ http://individualkiufy.info/services/kunilingus/ –Є—Й—Г—В –і–µ–≤—Г—И–Ї—Г –і–ї—П —А–∞–Ј–≤—А–∞—В–∞ –Є –њ–Њ—Е–Њ—В–Є –≤ —Б–≤–Њ–Є—Е –∞–њ–∞—А—В–∞–Љ–µ–љ—В–∞—Е. | –°–љ–Є–Љ–Є—В–µ —Б–µ–Ї—Б—Г–∞–ї—М–љ—Г—О –њ—А–Њ—Б—В–Є—В—Г—В–Ї—Г –љ–∞ —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–µ http://individualkiomska.info/services/vetka-sakury/ –Є –Њ–љ–∞ —Б–Њ–≥—А–µ–µ—В –≤—Б–µ –≤–∞—И–µ —В–µ–ї–Њ –≥–Њ—А—П—З–Є–Љ –і—Л—Е–∞–љ–Є–µ–Љ. ћарк Ўагал »стори€ искусства