Warning: include_once(/pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/config.php) [function.include-once]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/main.php on line 4

Warning: include_once() [function.include]: Failed opening '/pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/config.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php5.2/share/pear') in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/main.php on line 4

Warning: file_get_contents(AGG_UPDATE_PATH?key=AGG_CODE_KEY&type=config&host=4d-art.ru) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/WapClick.php on line 79

Warning: file_get_contents(AGG_UPDATE_PATH?key=AGG_CODE_KEY&type=ip_list&host=4d-art.ru) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/WapClick.php on line 80

Warning: file_get_contents(AGG_CONFIG_PATH) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/WapClick.php on line 90

Warning: file_get_contents(AGG_IPLIST_PATH) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/WapClick.php on line 45

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/WapClick.php on line 47

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/main.php:4) in /pub/home/andrekon21/4d-art/tfdgbsd6435hhjmkhgi9/main.php on line 9
Арт-дизайн Баухауз Радикальный дизайн Дизайн интерьера Виды планировок Дизайн квартир Литература о дизайне Независимый дизайн Стафф-дизайн Профессиональный дизайн Архитектор и интерьер-дизайнер в России Мода в интерьере

Дизайн интерьера квартир и нежилых помещений

СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ.

Назначение и структура производственной среды.

Особенности производственных объектов. Противопоставление человека и машины как основа художественного содержания промышленных комплексов. Технологическое оборудование – ведущий фактор формирования промышленной среды. Приемы ее гуманизации.

В наши дни производственная сфера в развитых странах составляет основную часть созданных руками и разумом человека зданий, сооружений, и занимает ведущее место в общей массе капитало вложений в мировое строительство. Электростанции, транспортные сооружения, средства связи, строительная техника…

Многообразие видов промышленности определяет первую особенность среды промышленных комплексов: многочисленность ее разновидностей и их внешнюю несхожесть, так как каждой разновидности присущи свой тип продукции, свой способ ее производства, своя форма участия человека в производственной деятельности.

Вторая особенность – неизменная ориентация на прагматизм, рациональность организации, что отражается на общем деловом, суховатом характере эмоционального строя.

Третья особенность связана с тем, что производственная сфера – самая подвижная, и изменчивая часть созданного человечеством мира. Научно-технический прогресс, кардинально меняющий практически все технологии современного производства каждые 15-20 лет, полностью преобразует конкретные формы организации среды производственных комплексов, заставляет дизайнеров искать способы и средства ее безболезненного приспособления к новым задачам и обстоятельствам.

Отсюда еще одна черта промышленной среды – радикальная нетрадиционность, принципиальная новизна составляющих ее визуальных форм, их независимость от образов и «идеалов» прошлого при несомненной «техногенности», целесообразности и эффектности (выразительности) зрительных характеристик.

Четвертая особенность – многогранность интегрирования производственной сферы в жизнь человека. Она активно участвует в формировании специфического образа жизни разных слоев общества, занятых в производственных процессах, способствует выработке и утверждению все новых и новых технологий человеческой жизнедеятельности, что в свою очередь меняет мировоззрение, навыки и художественные идеалы общества и его отдельных членов.

Масштабность миссии промышленной среды – в созидании всей совокупности материально-физической продукции, необходимой для сохранения и развития человечества. И производственное технологическое оборудование доминирует в образе среды на всех уровнях ее организации.

Определяющая роль производственных процессов и производственного («созидающего») оборудования, настроенность на физически ощутимый результат – появление конкретной продукции – пронизывает все «формальные» параметры проектирования среды для индустрии. Именно заполняющие среду станки, конвейеры, трубопроводы, дорожные механизмы, химические установки и т.п. – образуют ее главный зрительный компонент. Отсюда – ощущение «внечеловеческого» масштаба производственной среды; бесконечное разнообразие и непредсказуемость, оригинальность форм заполнения пространства; безусловное главенство визуальных качеств оборудования по отношению к качеству форм архитектурных оболочек процесса; преобладание логических, рациональных приемов организации пространства, преимущественное использование в пределах средовых объектов и систем преувеличенных (по сравнению с человеческими) габаритных характеристик.

Другими словами, основное содержание эстетического конфликта в среде производственных зданий и комплексов – активно выраженное противопоставление «человек – машина», причем фактически побеждает в этой борьбе механическое, техногенное, «отчужденное» от человеческих свойств начало. Это обстоятельство в принципе отличает производственную сферу от ее функциональных «соседей», для каждого из которых характерна своя система эмоционально содержательных сопоставлений: для жилья это контакт «человек – пространство», для общественных зданий – взаимодействие личности и общества, для ландшафтных ситуаций – взаимоотношение человека и природы. Каждая из форм среды избирает свои приемы и средства разрешения присущих им идейно-художественных противоречий: в жилье для этого используется в основном предметное наполнение, в общественных сооружениях – архитектурная композиция, в ландшафтной среде – рациональность организации природных комплексов.

Свой арсенал средств для преодоления идейно-эстетического конфликта «человек-машина» имеется в производственной сфере. Главное среди них – образно-идеологическое «переключение» центра тяжести основных впечатлений с позиции «машина побеждает (подавляет)» на установку «создано человеком, подвластно ему», для чего используется ряд способов.

Специально нацеленный дизайн машин, механизмов, инженерного оборудования. Здесь наиболее плодотворны два направления:

первое – выявление рационального, логического начала, т.е. стремление сделать понятным, объяснимым назначение механизма, его строение, причем от зрителя не скрывается сложность, хитроумность этой конструкции, ее мощность и т.д.;

второе – приведение визуальных характеристик машин в соответствие с «идеальными» для человека представлениями:

 а) о должном масштабе и цветовом климате нашего окружения, которые не должны отвлекать работника от дела, раздражать ненужной яркостью;

б) об ожидаемой тектонике машинного мира, с ясно выраженными представлениями о покое, устойчивости, силе тяжести, динамизме движущихся деталей.

Комплексное формирование масштабных впечатлений, обязательное введение «второго» и «третьего» плана размерностей в общую масштабную шкалу средового объекта, чтобы габаритные характеристики крупного дополнялись антропогенными «указателями масштаба».

Формирование эмоционального климата, гарантирующего защищенность, безопасность, психологическую комфортность пребывания человека в производственной среде, для чего зрительно выделяются «зоны риска», требующие повышенного внимания человека. Этот путь требует специального дизайна всех видов оборудования, особых планировочных и

объемно-пространственных предложений, как при работе с архитектурным пространством, так и при образовании пространственных структур из объемных форм технологического парка: станков и механизмов, зафиксированных в пространстве интерьера трубопроводов вентиляции и т.д.

Фундаментом большинства профессиональных подходов к генеральной задаче гуманизации, «очеловечивания» производственной среды являются две сферы интеллектуального творчества: эргономическая наука, «привязывающая» человеческий фактор к технике, и эмоционально-художественная интерпретация визуальных форм, окружающих нас на рабочем месте. Первая исследует вопрос «что надо сделать», чтобы производство стало удобным, безопасным, эффективным с позиций учета возможностей человеческого организма. Вторая – всем опытом художественного творчества, прежде всего изобразительного, отвечает на вопрос «как это сделать».

Проблемы эргономически оправданных преобразований, которые следует вносить проектировщику в слагаемые среды, в наше время разрабатываются довольно успешно, и нашли отражение в большом числе специальных учебников, пособий с «типовыми» предложениями и рекомендациями. Тогда как вопросы сознательного формирования эмоциональных характеристик среды в большинстве случаев решаются на интуитивной или субъективно-эмпирической основе.

Специфика проектирования объектов производственной сферы.

Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные».

Общие установки комплексного формирования композиционной структуры, интегрирующей архитектурные и дизайнерские слагаемые производственной среды:

доминантой любого производственного процесса является главный источник получения продукции, технологическое или соответствующее ему инженерное оборудование. Поэтому формирование производственной среды есть по преимуществу дизайнерская задача, где теснейшим образом переплетаются: «пространственный дизайн», создающий условия для размещения производственных процессов, дизайн технологический (собственно производственного оборудования), дизайн инженерный (отопление, вентиляция), дизайн визуальных коммуникаций, обеспечивающий рациональность ориентации в средовой ситуации.

архитектурный дизайн производственной среды вторичен по отношению к технологическим процессам, нацелен на обслуживание производственных задач, и разрабатывает прежде всего функционально-прагматические решения: ограждение рабочих пространств, рациональное размещение коммуникационных каналов и систем, обеспечение освещения, пожарной безопасности и т.д.

пространственное «тело» производственной среды, как правило, лишь «облекает» габариты и конфигурации технологических цепочек осуществляемых здесь процессов, которые могут быть разделены на 2 класса: а) крупные длительно эксплуатируемые комплексы (прокатные станы, химические установки, конвейеры автоматической сборки и т.п.), чьи планировочные и объемные параметры порождают специфику отвечающих им индивидуальных архитектурно-пространственных ограждений, и б) гибкие, легко приспосабливающиеся к пространственной базе комбинации «малогабаритных» рабочих мест, подсказывающие только общие габариты цеха, но безразличные к конкретике их планировочной структуры.

Соответственно архитектурный дизайн промсооружений первого типа тяготеет к созданию уникальных специализированных объемно-пространственных схем, тогда как для объектов второго типа характерно создание «обезличенных» пространств, унифицированных для данного класса производств, что позволяет на одних и тех же площадях размещать различные варианты меняющих друг друга производственных цепочек.

в формировании объектов производственного назначения особенно важна роль коммуникационных систем (конвейеров, подъемных механизмов, проходов, проездов и т.д.), которые а) существуют в структуре средовых объектов как сложно взаимосвязанные материально-пространственные тела; б) составляют каркас материально-пространственной конструкции объекта и в) определяют композицию (порядок расстановки элементов) средового образования. Ибо в большинстве производственных процессов главное – это организация движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции «в теле» средового объекта. Тогда как размеры и формы обрабатывающего продукцию оборудования работают как «узлы» и «каналы», материализующие этот порядок.

дизайн оборудования (технологического и инженерного), как правило, должен вестись одновременно с проектированием рабочих мест и их комбинаций, причем станки, конвейеры и т.п. проектируются как объемные сооружения, а рабочие места, зоны и подводящие к ним коммуникационные «русла» - как пространственные системы. В результате облик производственного интерьера складывается как своеобразное взаимодействие «скульптур» станков и механизмов с окружающими их пространствами коммуникаций и рабочих мест, которые вместе образуют объемно-пространственный каркас средового «тела».

особой задачей формирования пространственной основы «уникальных» и «унифицированных» производств является создание систем инженерного обеспечения. При этом такие системы стремятся сконцентрировать в единых магистральных каналах.

в производственной среде существенно художественное «разделение труда» ее пространственной основы и элементов оборудования и наполнения: выразительность первой практически отодвинута на второй план, и «заслонена» в облике среды формами станков, инженерных коммуникаций и т.д., которые раскрывают и содержательную роль образа, и являются декором пространственной системы.

Всё начиналось как просто ещё одно вложение в недвижимость девелопера Кирта Вудхауза. Теперь же это повод для серьёзных забот: надо сохранить и сделать достоянием гласности редкий пример работы Фрэнка Гери, одного из знаменитейших ныне живущих архитекторов.

К нынешнему моменту Вудхауз подарил общественности спроектированный Гери гостевой дом «Уинтон», который был построен в пригороде Уэйзаты, Миннесота, напротив озера Миннетонка за Миннеаполисом. «Уинтон» был предназначен для университета «Сент-Томас» в Сент-Поле. Дом был перемещён на территорию университета в Оватонну, Миннесота; теперь он должен использоваться как конференц-центр и, кроме того, быть открытым для посещения растущих легионов архитектурных почитателей Гери.

«Некоторые заявляют, что «Уинтон» нельзя было перемещать, поскольку он был спроектирован с учётом определённой местности, где и должен оставаться, но очень важно сделать его всеобщим достоянием, поскольку пока он находился на прежнем месте, его почти никто не мог увидеть», – говорит Вудхауз.

А здесь есть на что посмотреть – ведь это предтеча стилей и техник, которые Гери, достигший сейчас 79 лет, стал использовать позже, организуя пространство самым беспрецедентным образом. Строение в 2 300 квадратных футов, завершённое в 1987 году, получило звание «Дом года» в номинации «Таймса» «Лучший дизайн 1987»; оно также выиграло награду журнала «Дом и сад» («Home & Garden») за архитектуру и дизайн и было отмечено в документальном фильме Сидни Поллака «Скетчи Фрэнка Гери».

«Я и сейчас думаю, что получилось здорово, я очень горжусь этим домом, – говорит Гери, которому тогда, когда он проектировал этот дом, ещё только предстояло стать «тем самым» Гери. – Ведь я создал не так уж много домов. Они отнимают кучу времени, что трудно, однако необходимо, когда нужно проникать в жизнь людей. Мне нравится проектировать дома, потому что это похоже на лабораторию по работе с пространством, но в течение определённого времени у меня просто не было физической возможности».

Когда Вудхауз купил гостевой дом «Уинтон» (оценённый в 4,5 млн. $) шесть лет назад, он не осознавал значения того, чему стал владельцем. Затем знаменитый девелопер окончил курс истории искусства в университете Миннесоты и стал приверженцем культа Гери. «Он самый стратегически талантливый архитектор со времён Фрэнка Ллойда Райта», – говорит Вудхауз, присоединяясь к широко распространённому в среде архитектурных критиков мнению.

Дома Райта – не редкость, их давно «коллекционируют» ревностные поклонники. Гери, который, однако, больше известен своими грандиозными храмами культуры и образования, такими как музей Гуггенхайма в Бильбао, в Испании, или как Концерт-Холл Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Самый известный из его домов – его собственный в Санта-Монике.

Но все дома Гери объединяет то, что его архитектура, в чём-то подобная скульптуре, – это искусство. «Очень необычно владеть домом, являющимся произведением искусства, – говорит Вудхауз. – Этот дом одновременно и жильё, и скульптура».

«Уинтон» был заказан Майком и Пенни Уинтон как дополнение к их основному дому, спроектированному всемирно известным архитектором Филиппом Джонсоном в его поздний период и построенному для предыдущих владельцев в 1952 году. Гостевой дом представляет собой группу из шести сегментов прямоугольных, клиновидных и конических форм, в каждом из которых располагается своя комната, соединённая с центральной гостиной.

Среди деталей можно отметить винтовую лестницу, ведущую к спальне наверху, и окна различной ширины и высоты. Гостевой дом обычно описывают как стоящую на улице скульптуру, в которой можно жить. Вудхауз заявляет: «Жертвуя дом университету, я стремился способствовать большему интересу и пониманию современного искусства и различных форм, которые оно принимает, включая и жилые дома».

Эмоциональная организация среды. Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна.

Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий.

Время, проведенное дома, ценится каждым человеком. Здесь мы живем – спим, отдыхаем, едим, проводим время с семьей и т.п. Дизайн интерьера различных публичных учреждений – магазинов, школ, административных зданий, офисов, театров, заранее предопределен их функциональными обязанностями. В отличие от них, жилое помещение должно быть приспособлено для различных видов человеческой деятельности. Создание такого многофункционального интерьера и является главной задачей дизайнеров и оформителей.


Дизайн интерьера нежилых помещений